01.05.2024

Президиум совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрил национальный план "международная кооперация и экспорт". О совете при президенте российской федерации по модернизации экономики и инновационному развитию россии Пре


ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам


Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2016 года N 357 ;
Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 476 ;
Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2016 года N 562 ;
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N 616 ;
Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2017 года N 3 ;
Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 444 .
____________________________________________________________________


В целях совершенствования деятельности по стратегическому развитию Российской Федерации и реализации приоритетных проектов

постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

2. Пункт утратила силу - ..

3. Упразднить Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и Совет при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья.

4. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.

5. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:

а) утвердить положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации с учетом задач и полномочий Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам и его президиума;

б) издать нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

____________________________________________________________________
Утратило силу -
Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 444 . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Состав Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

____________________________________________________________________
Утратил силу -
Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 444 . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

____________________________________________________________________
Утратил силу -
Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 444 . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Приложение. Перечень указов Президента Российской Федерации, утративших силу

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст.4871).

2. Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 2013 года N 156 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст.804).

3. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 651 "О Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст.4089).

4. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2013 года N 860 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6093).

5. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 2014 года N 61 "О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья и в состав этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст.570).

6. Указ Президента Российской Федерации от 28 мая 2014 года N 371 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 22, ст.2851).

7. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 2016 года N 6 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 2, ст.320).

8. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года N 11 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 3, ст.472).

9. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 242 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст.3197).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О национальных проектах «Наука», «Образование», «Демография», «Здравоохранение».

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Мы продолжаем работу по подготовке национальных проектов.

Сегодня рассмотрим предложения по двум проектам – «Наука» и «Образование». Нужно определить сроки и показатели эффективности, а также объёмы бюджетных денег, которые требуются для того, чтобы достичь конкретных результатов по каждому из проектов.

Кроме того, поговорим о доработанных предложениях к национальным проектам «Здравоохранение» и «Демография». Мы их рассматривали в июле.

Начну с проекта «Наука».

Понятно, что научная база нам необходима для технологического лидерства. В России немало талантливых учёных. Необходимо создать условия для эффективной работы, чтобы новые разработки становились конкретными технологиями, продукцией, услугами.

У нас действует Стратегия научно-технологического развития России , в которой определены приоритеты государственной политики в научной сфере до 2035 года. Мы дополняем её национальным проектом. В его структуру входят три федеральных проекта.

Коротко остановлюсь на некоторых моментах.

Во-первых, нам нужно улучшить инфраструктуру научных исследований. Задача очевидная, но не самая простая. Это и обновление приборной базы, и повышение эффективности использования уже существующих объектов. И за шесть лет необходимо создать новые установки класса «мегасайенс».

Нужно подключиться к исследованиям Мирового океана. Мы недавно даже с коллегами из Правительства специальную лекцию на эту тему слушали. Необходимо подключить к исследованию Арктики и Антарктики специальные научно-исследовательские суда неограниченного района плавания. В общем, там много задач.

Во-вторых, нужно создать сеть научных центров, которые будут тесно связаны с университетами. Это поможет привлечь в науку молодёжь.

В-третьих, продолжим работу по кооперации научных разработок с реальным сектором экономики. Спрос на продукты и услуги, которые возникают в так называемой умной среде, у нас растёт. А новые технологии открывают для бизнеса самые широкие перспективы.

Теперь несколько слов о национальном проекте «Образование».

Успех в этой сфере – фундамент для результативного выполнения остальных национальных проектов. Потому что образование даёт людям почти неограниченные новые возможности – для заработка, карьерного роста, самореализации, творчества. И хорошо подготовленные кадры, которые способны к быстрому обучению, – это основа любой современной экономики.

В рамках национального проекта «Образование» мы запускаем 10 федеральных проектов.

Скажу о главных целях. За шесть лет мы должны войти по качеству общего образования в мировую десятку стран-лидеров. Создать условия для гармоничного развития детей, чтобы они учились, занимались спортом, участвовали в различных творческих проектах. Для этого будем использовать успешный опыт нашей работы по модернизации образовательной среды. Продолжим реализацию начинаний, которые доказали свою эффективность.

Таких примеров у нас достаточно. Это и решение задачи по доступности дошкольного образования. Напомню, мы создали более 1,6 млн дополнительных мест в детских садах. Это и развитие системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. И работа по дополнительному образованию детей – за пять лет, с 2012 года, число учащихся по дополнительным программам выросло вдвое, а детей, которые занимаются техническим творчеством, стало больше в четыре раза. Поэтому особое внимание уделим центрам дополнительного образования.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы дать возможность родителям, если они хотят, беспрепятственно отдать детей в ясли. Продолжим наш проект по школам. Будем строить новые здания, реконструировать старые, закупать оборудование. Особенно этого ждут в регионах, где дети до сих пор вынуждены учиться в три смены. Это самая сложная ситуация, и она подлежит абсолютному решению, здесь никаких компромиссов быть не может.

Второе направление работы – оперативное внедрение в систему образования цифровых технологий, возможность освоить которые должна быть у людей любого возраста. Фактически мы создаём единое пространство для непрерывного образования.

Благодаря дистанционным технологиям люди гораздо легче смогут получить вторую профессию, повысить квалификацию. Эти технологии помогают учащимся в малых городах, сельской местности получить доступ к дополнительным консультациям. Кроме того, использование электронного документооборота полезно и учителям, потому что это снижает административную нагрузку.

Есть необходимость рассмотреть национальный проект, посвящённый здравоохранению. Как я уже сказал, мы к этому проекту обращались. Тем не менее нужно пройтись ещё раз по основным направлениям работы. Посмотрим, что здесь необходимо сделать.

И ещё один проект – «Демография». Он масштабный, касается каждого, кто живёт в нашей стране. В рамках этого направления будем решать вопросы поддержки семей с детьми, людей старшего возраста, увеличения продолжительности жизни и привлечения людей к здоровому образу жизни, популяризации спорта.

Отдельное внимание – матерям, которые хотят быстрее вернуться на работу после рождения детей. Это также связано с проблемой очередей в детские сады и ясли.

Всё это потребует значительных ресурсов. Деньги весьма солидные – не менее 3 трлн рублей. Важно, чтобы они принесли конкретные, ощутимые результаты.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России


Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 444
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.11.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.02.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.07.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.04.2015, N 0001201504090003);
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N 616 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2016, N 0001201611220051).
____________________________________________________________________


В целях содействия модернизации экономики и инновационному развитию России, совершенствованию государственного управления в этой сфере

постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

2. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России;

б) состав Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России;

в) состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

3. Упразднить Комиссию при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

4. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст.2552);

Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2009 года N 789 "О внесении изменения в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 28, ст.3521);

Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 917 "О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4004);

Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2010 года N 85 "О внесении изменения в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст.370);

Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2010 года N 267 "О внесении изменения в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст.1056);

Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 532 "О внесении изменений в Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 18, ст.2212);

Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2010 года N 1155 "О внесении изменения в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 39, ст.4931);

Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 2010 года N 1290 "О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 44, ст.5660);

Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2010 года N 1466 "О внесении изменения в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6368);

Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 2011 года N 1201 "О внесении изменения в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579 ";

Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 2011 года N 1243 "О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст.5525);

Указ Президента Российской Федерации от 19 января 2012 года N 87 "О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.472);

Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2012 года N 178 "О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 года N 579" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 8, ст.984).

5. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

1. Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - Совет) является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития России, включая разработку мер государственной поддержки в данной сфере деятельности;

б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации экономики и инновационного развития России;

в) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития России;

г) координация деятельности по реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов.

5. Совет для решения возложенных на него основных задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;

б) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;

в) направлять членов Совета для участия в проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями совещаниях, конференциях и семинарах, на которых рассматриваются вопросы, связанные с модернизацией экономики и инновационным развитием России;

г) привлекать в установленном порядке к осуществлению информационно-аналитических и экспертных работ научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

д) подпункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556 ..

е) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти.

6. Совет формируется в составе председателя Совета и членов Совета. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

7. Совет в соответствии с возложенными на него основными задачами создает из числа своих членов, а также из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не входящих в состав Совета, межведомственные комиссии.

Председатели межведомственных комиссий и их состав утверждаются председателем Совета либо по его поручению председателем президиума Совета.

8. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета. В состав президиума Совета входят председатель президиума Совета, заместители председателя президиума Совета, секретарь и члены президиума Совета. Состав президиума Совета утверждается Президентом Российской Федерации.

Председателем президиума Совета является Председатель Правительства Российской Федерации.

9. Президиум Совета:

а) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;

б) создает в соответствии с возложенными на Совет основными задачами для проведения аналитических и экспертных работ постоянные и временные рабочие группы (межведомственные комиссии) из числа членов Совета, а также из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не входящих в состав Совета;
Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556 .

в) определяет направления деятельности создаваемых рабочих групп (межведомственных комиссий), а также утверждает их руководителей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556 .

г) решает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ в сфере модернизации экономики и инновационного развития России;

д) рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета, в том числе вопросы деятельности межведомственных комиссий;

е) определяет юридическое лицо, на которое возлагается реализация проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов, а также в случаях, предусмотренных учредительными документами этого юридического лица, участвует в формировании его органов, согласовывает изменения, вносимые в его устав, определяет территорию, на которой реализуется проект.
(Подпункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556)

10. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета и президиума Совета, а также решение текущих вопросов деятельности Совета осуществляет секретарь президиума Совета.

11. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Заседание Совета ведет председатель Совета либо по его поручению председатель президиума Совета или один из заместителей председателя президиума Совета.

12. Заседания президиума Совета проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания президиума Совета.

Заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета или один из его заместителей.

13. Решения Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Совета. Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556 .

14. Решения президиума Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании президиума Совета. Для реализации решений президиума Совета могут издаваться постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, даваться поручения Председателя Правительства Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556 .

15. Контроль за исполнением решений Совета и решений президиума Совета осуществляют председатель президиума Совета и заместители председателя президиума Совета.

16. Решения Совета направляются в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

17. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Администрация Президента Российской Федерации.

Состав Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

Путин В.В.

Президент Российской Федерации (председатель Совета)

Медведев Д.А.

Председатель Правительства Российской Федерации

Абрамов А.Г.

Абызов М.А.

Министр Российской Федерации

Агамирзян И.Р.

генеральный директор открытого акционерного общества "Российская венчурная компания" (по согласованию)

Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556)

Акимов М.А.

первый заместитель Руководителя Аппарата
Правительства Российской Федерации
(Дополнительно включен в состав Совета Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 650)

Белоусов А.Р.

помощник Президента Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 650)

генеральный директор открытого акционерного общества "РТИ" (по согласованию)

(Дополнительно включен в состав Совета Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года N 104)

Варданян Р.К.

соруководитель закрытого акционерного общества "Сбербанк КИБ"

(Должность в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556)

Вексельберг В.Ф.

Галушка А.С.

сопредседатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию)

(Дополнительно включен в состав Совета Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года N 104)

Гурко А.О.

президент некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (по согласованию)

Дворкович А.В.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Дмитриев В.А.

председатель государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (по согласованию)

Кириенко С.В.

генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (по согласованию)

Ливанов Д.В.

Министр образования и науки Российской Федерации

Магомедов З.Г.

председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью "Группа "Сумма" (по согласованию)

Мантуров Д.В.

Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Минниханов Р.Н.

Молчанов А.Ю.

председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике (по согласованию)

(Дополнительно включен в состав Совета Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556)

Набиуллина Э.С.

Исключена из состава Совета Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 650

Никитин А.С.

Никифоров Н.А.

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новак А.В.

Министр энергетики Российской Федерации

Погосян М.А.

президент открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" (по согласованию)

Предтеченский М.Р.

председатель правления ассоциации участников научной и инновационной деятельности "СибАкадемИнновация" (по согласованию)

Провоторов А.Ю.

президент открытого акционерного общества "Ростелеком" (по согласованию)

Руденский И.Н.

председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (по согласованию)

Рудской А.И.

Силуанов А.Г.

Скворцова В.И.

Министр здравоохранения Российской Федерации

Стрешинский И.Я.

генеральный директор открытого акционерного общества "Телекоминвест" (по согласованию)

Сурков В.Ю.

Фортов В.Е.

президент Российской академии наук
(Дополнительно включен в состав Совета Указом Президента Российской Федерации от 8 аперля 2015 года N 185)

Хлунов А.В.

начальник Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике

(Должность в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2012 года N 1556)

Чемезов С.В.

генеральный директор Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (по согласованию)

Чубайс А.Б.

председатель правления открытого акционерного общества "РОСНАНО" (по согласованию)

председатель совета директоров компании ABBYY (по согласованию)

Состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

Медведев Д.А.

Председатель Правительства Российской Федерации (председатель президиума Совета)

Набиуллина Э.С.

Белоусов А.Р.

помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)
(Должность в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 650)

Акимов М.А.

первый заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации (секретарь президиума Совета)
(Дополнительно включен в состав Совета Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 650)

Абрамов А.Г.

председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью "ЕвразХолдинг" (по согласованию)

Абызов М.А.

Министр Российской Федерации
(Дополнительно включен в состав Совета Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 650)

Вексельберг В.Ф.

президент некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (по согласованию)

Дворкович А.В.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)
(Должность в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 650)

Ливанов Д.В.

Министр образования и науки Российской
Федерации
(Дополнительно включен в состав Совета Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 650)

Минниханов Р.Н.

Президент Республики Татарстан, председатель совета ассоциации инновационных регионов России

Никитин А.С.

генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (по согласованию)

Рудской А.И.

ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" (по согласованию)

Силуанов А.Г.

Министр финансов Российской Федерации

Троценко Р.В.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, директор НИИ противодействия коррупции ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права" (г. Казань).

В работе впервые с криминологических позиций описывается правовое регулирование деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, образуемых им вспомогательных рабочих органов (групп и комиссий), рассматривается и оценивается специфика их деятельности, а также предлагаются меры по совершенствованию их деятельности. В числе основных мер по повышению эффективности деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предлагается привести положение о нем в соответствии с действующим российским федеральном законодательством о государственной службе и антикоррупционным законодательством, а для повышения эффективности деятельности образуемых им вспомогательных рабочих органов (групп и комиссий) необходима разработка положений о них с закреплением в них целей и задач деятельности, единых требований к персональному составу и др.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, совет, президиум совета, конфликт интересов, государственная служба, государственный служащий, рабочая группа, комиссия.

Presidium of the Russian Federation President"s council and established working teams and committee as the federal specialized anti-corruption authorities: legal regulation and raise of their efficiency

The author of the article describes legal regulation of anticorruption activities performed by the Presidium of the Russian Federation President"s Council and support facilities (teams and committees) from the point of view of criminology. The author also describes and analyzes specific features of their activity and proposes his own ways to improve it. One of such ways to raise efficiency of the Presidium of the Russian Federation President"s Council in the sphere of corruption is to bring this provision into compliance with the current federal laws about state service and corruption. In order to raise efficiency of activities performed by supportfacilities (teams and committees) it is necessary to establish certain legal provisions that would fix the purposes and tasks of their activity as well as unified requirements for the personnel and etc.

Key words: corruption, fight against corruption, committee, presidium, council, conflict of interests, state service, state officer, working team.

Противодействие коррупции - сложная, последовательная, многоуровневая и многоаспектная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и всего населения. Для реализации этой функции современного Российского государства разрабатываются надежные инструменты и механизмы противодействия коррупции и создаются специализированные федеральные, региональные, ведомственные и муниципальные антикоррупционные органы. Среди антикоррупционных органов особое место занимает Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции (далее по тексту - совет. - Примечание автора - П.К .), в полномочия которого входит решение следующих задач: а) подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции (формирование государственной антикоррупционной политики); б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции (координация антикоррупционной деятельности); в) контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции (контроль за реализацией антикоррупционной политики) <1>. Совет возглавляет Президент Российской Федерации, он же для решения основных задач формирует и его состав. Численный состав совета несколько раз изменялся, но на начало октября 2012 г. его численность составила 29 человек <2>.

<1>
<2>

Для обеспечения решения задач, возложенных на совет, при нем был создан постоянно действующий орган - президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (далее по тексту - президиум. - Примечание автора - П.К. ) со специальной компетенцией и несколькими функциями. Основные функции президиума можно разделить на две группы: а) технического обеспечения деятельности совета (формирование повестки дня заседаний Совета и создание рабочих групп (комиссий) по отдельным наиболее сложным и важным вопросам реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции); б) функционального обеспечения эффективной деятельности совета (рассмотрение вопросов, связанных с реализацией решений Совета и исполнение полномочий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении определенной категории должностных лиц органов государственной власти). Разумеется, что эти функции Президиума взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. На начало октября 2012 г. в состав президиума Совета входили 17 человек - все представители федеральных органов государственной власти.

Обращаясь к анализу работы президиума, судя по доступной информации, размещенной на сайте Совета, и отдельным публикациям в средствах массовой коммуникации, необходимо отметить, что этот орган относительно часто, как правило, раз в месяц собирался для рассмотрения текущих вопросов. Судя по официальным данным, с 24 июня 2010 г. по 1 октября 2012 г. президиум Совета собирался на свои заседания 17 раз (по неофициальным данным около 30 раз. - Примечание автора - П.К. ), как правило, для рассмотрения текущих вопросов, связанных с выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. При этом только дважды на заседании президиума Совета рассматривались материалы, связанные с исполнением им полномочий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (28 сентября 2010 г. и 24 мая 2011 г.). Не исключено, что в дальнейшем практика использования президиума совета в качестве органа по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов будет расширена. Однако здесь становятся очевидными противоречия между указом Президента РФ, регулирующим деятельность президиума как органа по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, и положениями федерального законодательства о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции. В частности, положениям п. 6 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" <3>, предусматривающим требования к персональному составу органа, рассматривающего поступившие материалы о несоблюдении государственным гражданским служащим требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В этой норме прямо указано, что число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов органа, рассматривающего соответствующие материалы. Данное положение законодательства о государственной службе в полной мере сочетается с принципом федерального антикоррупционного законодательства, предусмотренного п. 7 ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции" - сотрудничество государства с институтами гражданского общества в противодействии коррупции <4>.

<3> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<4> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

На наш взгляд, для разрешения данного противоречия имеются два пути. Один направлен на сохранение названной функции за президиумом Совета, но для этого необходимо ввести в его состав компетентных представителей экспертного сообщества, являющихся членами Совета (А.Г. Кучерену, Г.П. Окорокову, В.Н. Руденко, Т.Я. Хабриеву, Л.И. Якобсона). Другой путь подразумевает создание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов для определенной категории должностных лиц. Эта комиссия может осуществлять свою деятельность либо при Президенте РФ, либо при Совете, либо при президиуме Совета. На наш взгляд, второй путь предпочтительнее, поскольку будет больше соответствовать как законодательству о государственной гражданской службе, так и федеральному антикоррупционному законодательству.

Необходимо отметить, что одна из основных функций президиума - формирование повестки заседания Совета является сугубо технической и не представляет особого научного и практического интереса. Это обусловлено тем, что заседания Совета с момента его образования проходили лишь 5 раз (30 сентября 2008 г., 10 марта 2009 г., 6 апреля 2010 г., 13 января 2011 г., 14 марта 2012 г.) и специфика формирования повестки обусловлена регламентом проведения таких заседаний по другим вопросам. Вместе с тем создание президиумом рабочих групп (комиссий) по отдельным вопросам его деятельности может вызвать определенный интерес для организации работы как региональных, так и муниципальных специализированных антикоррупционных органов с аналогичной для своего уровня компетенцией. Это обусловлено тем, что на уровне субъектов РФ процесс создания аналогичных рабочих органов, обеспечивающих работу советов по противодействию коррупции, при главах регионов еще продолжается <5>.

<5> Указ Президента Республики Татарстан от 2 июня 2012 г. N УП-415 "О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2012. N 43. Ст. 1457; распоряжение Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2012 г. N 40-р "Об утверждении состава рабочей группы". Документ находится в личном архиве автора.

Как указано в самом нормативном правовом акте, регулирующем деятельность президиума Совета, он для решения возложенных на него задач может создавать рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из различных категорий населения. В состав рабочих групп и комиссий могут входить: а) члены совета; б) представители государственных органов; в) представители общественных объединений и организаций; г) эксперты; д) ученые; е) специалисты.

На начало октября 2012 г. при президиуме Совета были созданы две рабочие группы и одна комиссия. Первым рабочим органом президиума стала созданная его решением от 6 апреля 2010 г. рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества под председательством члена Совета и президиума Совета Министра юстиции России А.В. Коновалова численностью 35 человек. Цель создания этой комиссии очевидна - разработка предложений президиуму Совета и совету по обеспечению взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

Вызывает интерес структура этой рабочей группы, в составе которой оказались два члена Совета как от федеральных органов государственной власти (А.В. Коновалов), так и от институтов гражданского общества (А.Г. Кучерена), 9 представителей органов государственной власти, 12 представителей общественных организаций и объединений, 12 ученых, специалистов и экспертов. Последнюю группу очень сложно разбить на предложенные в нормативном правовом акте категории (специалисты, эксперты, ученые). Однако и так очевидно, что количественное преимущество в деятельности рабочей группы принадлежит представителям общественных объединений (организаций), квалифицированным специалистам (ученым, экспертам) и лишь около 30% членов рабочей группы - это государственные служащие. О заседании рабочей группы и вопросах, рассмотренных на них лишь дважды упоминается на сайте Министерства юстиции РФ (заседания 22 марта 2011 г. и 29 сентября 2011 г.). Вместе с тем необходимо отметить, что заседания рабочей группы проходят регулярно - один раз в квартал по календарному плану работы, утвержденному руководителем группы и согласованному со всеми участниками предстоящих заседаний.

Несколько позже рабочей группы президиума по взаимодействию со структурами гражданского общества в июле 2010 г. распоряжением Президента России при президиуме Совета была создана Комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции (далее по тексту - комиссия. - Примечание автора - П.К. ) <6>.

<6>

Основной целью деятельности комиссии было определено повышение эффективности координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции. Основные задачи были сформулированы следующим образом:

а) подготовка предложений президиуму Совета о мерах по осуществлению международных обязательств РФ в области противодействия коррупции;

б) участие в подготовке предложений:

  • о проведении консультаций с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций или иных образований в целях подготовки проектов международных договоров в области противодействия коррупции;
  • о заключении международных договоров в области противодействия коррупции или о присоединении к таким международным договорам;
  • о присоединении к международным антикоррупционным инициативам;

в) взаимодействие в установленном порядке при координирующей роли МИДа России:

  • с Управлением ООН по наркотикам и преступности - в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протоколов, реализации иных мероприятий, касающихся указанных Конвенций и Протоколов;
  • с Группой государств против коррупции - в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию;
  • с Рабочей группой Организации экономического сотрудничества и развития по проблеме подкупа при заключении международных коммерческих сделок - в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок;
  • с международными организациями, их органами и (или) подразделениями, а также с соответствующими органами иностранных государств - в целях обеспечения осуществления международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, реализации иных мероприятий по противодействию коррупции;

г) согласование в пределах своей компетенции кандидатур руководителей и членов российских делегаций, формируемых для участия в международных мероприятиях по вопросам противодействия коррупции, а также проектов указаний таким делегациям;

д) осуществление в пределах своей компетенции контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами национального плана противодействия коррупции на соответствующий период.

К сожалению, персональный состав комиссии и положение о ней официально не опубликовывались. В соответствии с официальными документами, регулирующими деятельность этой комиссии, известно только одно - ее руководителем является С.Н. Дубовик, советник Президента РФ <7>.

<7>

За период существования комиссии с 23 сентября 2010 г. по октябрь 2012 г. она, судя по данным официального сайта совета, собиралась на свои заседания 5 раз (23 сентября 2010 г., 15 ноября 2010 г., 25 августа 2011 г., 25 ноября 2011 г., 24 апреля 2012 г.) и обсуждала вопросы взаимодействия с международными организациями в сфере противодействия коррупции.

По решению президиума Совета от 4 октября 2011 г. N 28 в конце 2011 г. была создана рабочая группа президиума по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти во главе с членом Совета Э.С. Набиуллиной. Цель создания рабочей группы является вполне очевидной - взаимодействие представителей бизнес-сообщества с представителями органов государственной власти по выработке совместных мер по обеспечению взаимодействия в сфере противодействия коррупции и представление их президиуму Совета.

Персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти был утвержден ее руководителем в начале декабря 2011 г. <8>. В состав образованной рабочей группы вошли 8 представителей бизнес-сообщества и 10 представителей органов государственной власти, а в последующем в марте 2012 г. в ее состав были включены еще два представителя власти - депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ В.В. Климов и И.А. Яровая <9>. В последующем, в связи с кадровыми изменениями в органах государственной власти, персональный состав рабочей группы изменился. Во главе ее стал новый член Совета, министр Министерства экономического развития России А.Р. Белоусов <10>. Вопреки положениям о регулировании деятельности рабочих групп президиума Совета в составе этой группы не оказалось ни одного представителя экспертного сообщества (ученых, специалистов, экспертов). Возможно, это обусловлено тем, что для руководителей групп требования Указа Президента РФ по этому вопросу носят рекомендательный, а не обязательный характер. Хотя, в соответствии с положениями того же Указа, в составе этой рабочей группы имеются два члена ныне действующего совета (А.Р. Белоусов и И.А. Яровая). Безусловно, для повышения эффективности работы данной рабочей группы необходимо введение в ее состав представителей экспертного сообщества. Во-первых, это приведет к тому, что ее состав будет соответствовать положениям о регулировании состава рабочих групп президиума, а во-вторых, дополнительно обеспечит реализацию принципа взаимодействия государства с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

<8> Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 декабря 2011 г. N 699 "Об утверждении персонального состава рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти" // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.
<9> Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2012 г. N 153 "О внесении изменений в персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. N 699" // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.
<10> Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2012 г. N 525 "О внесении изменений в персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г." // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.

Судя по материалам официального сайта Министерства экономического развития РФ, рабочая группа собиралась трижды, но не удалось установить, какие именно вопросы она рассматривала на каждом из этих заседаний. На сайте имеется лишь обзор вопросов, рассмотренных на ее третьем заседании.

Проведенный нами анализ правового регулирования деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, не определен единый процедурный порядок создания и функционирования рабочих групп и комиссий президиума Совета. В одних случаях они создаются распоряжениями Президента РФ нормативно-правового характера, в других - решениями президиума Совета, подписываемыми председателем - Руководителем Администрации Президента РФ, однако во всех случаях их персональный состав утверждается руководителями рабочих групп, в том числе и собственным ведомственным правовым актом.

Во-вторых, разнородно-правовое регулирование организации деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета. Например , отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность рабочих групп, определяющих их правовой статус, цели и задачи, состав, требования к членам этих групп, их права и обязанности, основания ввода в состав и вывода из него и другие вопросы. Вместе с тем наиболее важные направления деятельности комиссии относительно полно описаны в рассмотренном нами президентском нормативном правовом акте.

В-третьих, результаты заседаний вспомогательных рабочих органов президиума Совета по-разному освещаются в средствах массовых коммуникаций - в одних случаях сведения о заседаниях размещаются на сайте Совета (заседания комиссии), в других - избирательно на официальных сайтах федеральных органов государственной власти, руководители которых возглавляют эти вспомогательные рабочие органы.

В-четвертых, неодинаково происходит формирование персонального состава вспомогательных рабочих органов президиума Совета. В одних случаях качественный персональный состав этих органов формируется в соответствии с положениями о них, закрепленными в правовых актах Президента России (рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества), в других - по усмотрению руководителя вспомогательного рабочего органа с частичным исполнением этих нормативных правовых актов (рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти).

В-пятых, по-разному происходит размещение сведений о персональном составе вспомогательных рабочих органов президиума Совета. В одних случаях сведения о них имеются в свободном доступе (рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти), в других сведения об их персональном составе ограничены и не размещаются в средствах массовых коммуникаций (комиссия и рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества).

Для разрешения выявленных нами очевидных противоречий в правовом регулировании формирования и деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции необходимо установить единый порядок их формирования и правового регулирования деятельности, а также освещения в средствах массовых коммуникаций.

На наш взгляд, правовое регулирование деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета групп (комиссий), определяющих их правовой статус, цели и задачи, состав, требования к членам рабочих групп, их права и обязанности, основания ввода в состав и вывода из него необходимо осуществлять лично председателем президиума Совета, для этих целей издавая распоряжения Руководителя Администрации Президента РФ, которые необходимо размещать на сайте Совета вместе с персональным составом рабочих групп и комиссий. Разумеется, что не следует в полном объеме размещать на сайте Совета материалы результатов заседаний рабочих групп, а ограничиться лишь кратким ежегодным отчетом о проделанной работе.

Подводя итог проведенному нами анализу вопросов правового регулирования и деятельности президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, образуемых им рабочих органов (групп и комиссий), приходим к выводу о том, что правовое регулирование деятельности этих антикоррупционных органов, как и их деятельность, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Вместе с тем высказанные нами идеи и предложения по исправлению положения дел в этой сфере, хотя и носят спорный характер, требуют дополнительных научных исследований, но уже и сейчас могут служить ориентиром для будущих изменений в правовом регулировании и организации их деятельности.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ и с изм. от 22 ноября 2011 г. N 25-П) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.
  3. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" (в ред. от 28 июля 2012 г. N 1060) // СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429.
  4. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1060 "Об утверждении состава Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета" // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485.
  5. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065 "О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам обеспечения участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области противодействия коррупции" // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485.
  6. Распоряжение Президента РФ от 22 июля 2010 г. N 489-рп "О Комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции" (в ред. Указа Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065) // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4088.
  7. Указ Президента Республики Татарстан от 2 июня 2012 г. N УП-415 "О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2012. N 43. Ст. 1457.

References (transliteration)

  1. Federal"nyy zakon ot 27 iyulya 2004 goda N 79-FZ "O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe v Rossiyskoy Federatsii" (v red. ot 21 noyabrya 2011 goda N 329-FZ isizm. ot 22 noyabrya 2011 goda N 25-P) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2004. N 31. St. 3215.
  2. Federal"nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda N 273-FZ "O protivodeystvii korruptsii" (v red. ot 21 noyabrya 2011 goda N 329-FZ) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. N 52 (ch. I). St. 6228.
  3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19 maya 2008 goda N 815 "O merakh po protivodeystviyu korruptsii" (v red. ot 28 iyulya 2012 g. N 1060) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. N 21. St. 2429.
  4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2012 goda N 1060 "Ob utverzhdenii sostava Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii i sostava prezidiuma etogo Soveta" // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 32. St. 4485.
  5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2012 goda N 1065 "O vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po voprosam obespecheniya uchastiya Rossiyskoy Federatsii v mezhdunarodnom sotrudnichestve v oblasti protivodeystviya korruptsii" // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 32. St. 4485.
  6. Rasporyazhenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 22 iyulya 2010 goda N 489-rp "O Komissii po koordinatsii deyatel"nosti federal"nykh organov ispolnitel"noy vlasti, inykh gosudarstvennykh organov po osushchestvleniyu mezhdunarodnykh dogovorov Rossiyskoy Federatsii v oblasti protivodeystviya korruptsii prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii" (v red. Ukaza Prezidenta RF ot 28 iyulya 2012 goda N 1065) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2010. N 30. St. 4088.
  7. Ukaz Prezidenta Respubliki Tatarstan ot 2 iyunya 2012 goda N UP-415 "O Respublikanskoy ekspertnoy gruppe po voprosam protivodeystviya korruptsii" // Sbornik postanovleniy i rasporyazheniy Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnykh aktov respublikanskikh organov ispolnitel"noy vlasti. 2012. N 43. St. 1457.

В целях совершенствования деятельности по стратегическому развитию Российской Федерации и реализации приоритетных проектов постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

2. Утвердить прилагаемые:

5. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:

а) утвердить положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации с учетом задач и полномочий Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам и его президиума;

б) издать нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Положение
о Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

1. Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием Российской Федерации и реализацией приоритетных проектов.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по разработке, реализации и актуализации целей, приоритетных направлений и показателей по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, в том числе в сфере социально-экономической политики, определение важнейших задач, базовых подходов к способам, этапам и формам их решения;

б) определение ключевых параметров для формирования перечня приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации (далее - приоритетные проекты и программы);

в) координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, экспертного и предпринимательского сообществ при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных проектов и программ;

г) анализ и оценка реализации приоритетных проектов и программ, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию деятельности в соответствующих сферах, а также по развитию передовых методов целевого и проектного управления;

д) организация мониторинга достижения целей, приоритетных направлений и показателей по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, в том числе в сфере социально-экономической политики, а также реализации приоритетных проектов и программ.

5. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;

б) заслушивать на своих заседаниях должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;

в) привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научные и другие организации, а также ученых и специалистов;

г) пользоваться в установленном порядке государственными банками данных.

6. Совет формируется в составе председателя Совета, заместителя председателя Совета, ответственного секретаря Совета и членов Совета.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации, заместителем председателя Совета - Председатель Правительства Российской Федерации.

7. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета.

В президиума Совета входят председатель президиума Совета, его заместители, ответственный секретарь и члены президиума Совета.

Состав президиума Совета утверждается Президентом Российской Федерации.

Председателем президиума Совета является Председатель Правительства Российской Федерации.

8. Президиум Совета:

а) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;

б) формирует перечень приоритетных проектов и программ, осуществляет оценку их реализации;

в) принимает решения о начале и завершении (в том числе досрочном) реализации приоритетных проектов и программ, утверждает значимые промежуточные и итоговые результаты их реализации, а также вносит изменения в приоритетные проекты и программы;

г) формирует органы управления приоритетными проектами и программами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

д) осуществляет мониторинг реализации приоритетных проектов и программ, а также оценку достижения ключевых показателей проектной деятельности;

е) осуществляет иные функции, возложенные на президиум Совета в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

ж) координирует деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Совета и президиума Совета;

з) создает в соответствии с возложенными на Совет задачами для проведения аналитических и экспертных работ временные рабочие группы из числа членов Совета, а также из числа представителей органов и организаций, не входящих в состав Совета;

и) определяет направления деятельности создаваемых временных рабочих групп, а также утверждает их руководителей и составы;

к) решает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ, касающихся реализации приоритетных проектов и программ.

9. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета и президиума Совета осуществляют соответственно ответственный секретарь Совета и ответственный секретарь президиума Совета.

Решение текущих вопросов деятельности Совета и президиума Совета осуществляют ответственный секретарь Совета и ответственный секретарь президиума Совета в соответствии с их компетенцией.

10. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседания президиума Совета проводятся не реже одного раза в месяц.

Заседания Совета и президиума Совета считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины их членов.

Заседание Совета ведет председатель Совета либо по его поручению председатель президиума Совета.

Заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета.

11. Решения, принятые на заседаниях Совета и президиума Совета, оформляются протоколами.

12. Для реализации решений Совета могут издаваться указы и распоряжения, а также даваться поручения и указания Президента Российской Федерации.

13. Для реализации решений президиума Совета могут издаваться постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также даваться поручения Председателя Правительства Российской Федерации.

14. Контроль за исполнением решений Совета и решений президиума Совета осуществляют соответственно ответственный секретарь Совета и ответственный секретарь президиума Совета.

15. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Экспертное управление Президента Российской Федерации.

16. Организационно-техническое обеспечение деятельности президиума Совета осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации.

Состав
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(утв. Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306)

Путин В.В. - Президент Российской Федерации (председатель Совета)
Медведев Д.А. - Председатель Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)
Белоусов А.Р. - помощник Президента Российской Федерации (ответственный секретарь Совета)
Акимов М.А. -
Бабич М.В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
Беглов А.Д. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
Белавенцев О.Е. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе
Бречалов А.В. - секретарь Общественной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Булавин В.И. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
Голикова Т.А. - Председатель Счетной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Голодец О.Ю. -
Дворкович А.В. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Катырин С.Н. - президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Козак Д.Н. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Кудрин А.Л. - заместитель председателя Экономического совета при Президенте Российской Федерации
Левитин И.Е. -
Матвиенко В.И. - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
Меликов С.А. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе
Нарышкин С.Е. - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
Никитин А.С. -
Приходько С.Э. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Репик А.Е. - президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию)
Рогожкин Н.Е. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
Рогозин Д.О. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Силуанов А.Г. -
Трутнев Ю.П. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
Улюкаев А.В. -
Устинов В.В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе
Фортов В.Е. - президент Российской академии наук
Фурсенко А.А. - помощник Президента Российской Федерации
Хлопонин А.Г. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Холманских И.Р. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
Шохин А.Н. - президент Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию)
Шувалов И.И. - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Состав
президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(утв. Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306)

Медведев Д.А. - Председатель Правительства Российской Федерации (председатель президиума Совета)
Шувалов И.И. - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)
Белоусов А.Р. - помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)
Слепнев А.А. - помощник Председателя Правительства Российской Федерации (ответственный секретарь президиума Совета)
Абызов М.А. - Министр Российской Федерации
Акимов М.А. - первый заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Артамонов А.Д. - Губернатор Калужской области (по согласованию)
Браверман А.А. генеральный директор акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (по согласованию)
Гордеев А.В. - губернатор Воронежской области (по согласованию)
Дворкович А.В. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Ливанов Д.В. - Министр образования и науки Российской Федерации
Мантуров Д.В. - Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Мень М.А. - Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Минниханов Р.Н. - Президент Республики Татарстан (по согласованию)
Никитин А.С. - генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (по согласованию)
Никифоров Н.А. - Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Силуанов А.Г. - Министр финансов Российской Федерации
Скворцова В.И. - Министр здравоохранения Российской Федерации
Собянин С.С. - Мэр Москвы (по согласованию)
Соколов М.Ю. - Министр транспорта Российской Федерации
Топилин М.А. - Министр труда и социальной защиты Российской Федерации
Улюкаев А.В. - Министр экономического развития Российской Федерации

Перечень
указов Президента Российской Федерации, утративших силу

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 36, ст. 4871).

2. Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 2013 г. № 156 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 8, ст. 804).

3. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651 "О Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30, ст. 4089).

4. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 860 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6093).

5. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. № 61 "О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья и в состав этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 6, ст. 570).

6. Указ Президента Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 371 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 22, ст. 2851).

7. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 2016 г. № 6 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 2, ст. 320).

8. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 11 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 3, ст. 472).

9. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 242 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 22, ст. 3197).